О сложностях взаимоотношений и поворотах судьбы

Артемий Ломов

Как известно, история HTML началась в начале 1990-х, когда Тим Бернерс-Ли положил в основу своего детища — Всемирной паутины — язык разметки гипертекста, разработанный им на основе метаязыка SGML. Это старый, имеющий свою интересную историю, сложный и противоречивый стандарт — к слову, утвержденный ISO еще в 1986 году.

Дальнейшее развитие HTML сопровождалось, как минимум, тремя крутыми поворотами.

Первый поворот судьбы HTML пережил еще в совсем нежном возрасте, в середине 1990-х, когда потенциал Всемирной паутины внезапно открылся бизнесу. В условиях остро развившейся потребности создавать яркие и броские сайты на фоне полного отсутствия адекватных инструментов для этого HTML (при непосредственном участии жестко конкурировавших на рынке производителей браузеров Netscape и Microsoft) начал стихийно прирастать элементами визуального форматирования, внедрение которых шло вразрез с первоначальным предназначением языка как средства структурной разметки документов.

Второй поворот связан с намерением консорциума W3C, основанного Тимом Бернерсом-Ли в 1994 году, восстановить фактически полностью утраченный и перешедший коммерческим компаниям контроль за развитием HTML и других ключевых технологий, лежащих в основе Всемирной паутины. Этот довольно длительный период ознаменовался:

  • разработкой CSS;
  • объявлением не рекомендованными к использованию (deprecated) многих элементов, отвечавших исключительно за визуальное представление, в рамках спецификации HTML 4;
  • переформулировкой HTML 4.01 в соответствии с более строгими правилами синтаксиса и обработки документов, принятых в XML (который, в свою очередь, является весьма компактным и стройным подмножеством SGML), результатом чего стала спецификация XHTML 1.0;
  • неудавшейся попыткой повсеместного внедрения XHTML взамен «классического» HTML, апофеозом которой стала разработка рафинированной спецификации XHTML2, не совместимой с предшествующими версиями языка разметки гипертекста и слишком оторванной от реальности.

Третий поворот мы переживаем сейчас. Новый головокружительный вираж заложила созданная в 2004 году рабочая группа WHATWG, справедливо упрекнувшая W3C в пренебрежении реальными потребностями отрасли и выступившая за продолжение развития HTML. Это обернулось тем, что в настоящее время совместными усилиями WHATWG и рабочей группы W3C разрабатывается компромиссный проект — HTML5, а разработка XHTML2 прекращена за бесперспективностью.

Формальному объединению двух рабочих групп препятствуют некоторые административные ограничения и несколько различные взгляды на окружающую действительность.

Так, WHATWG сводит все результаты своей работы в единую спецификацию Web Applications 1.0, всерьез замышляя, по всей видимости, объять необъятное и поработить мир. WHATWG позиционирует свои наработки как «живые стандарты» (Living Standards), призывая профессиональное сообщество использовать новые технологии «здесь и сейчас», в соответствии с текущим статусом их развития, и отказываясь от упоминания номера версии «5» в аббревиатуре HTML.

W3C ведет себя более сдержанно. Спецификация HTML5 позиционируется консорциумом как перспективная замена стандартам HTML 4.01, XHTML 1.0 и DOM2. Множество предложенных WHATWG технологий, имеющих, скажем прямо, косвенное отношение к HTML, W3C обособил в отдельные спецификации, получившие самостоятельное развитие в соответствии с традиционным многоступенчатым сценарием доработок и ожидаемым утверждением в качестве рекомендаций в отдаленной перспективе.

Впрочем, описанные различия в подходах не таят в себе каких бы то ни было фундаментальных противоречий, заметно сказывающихся на интересах производителей браузеров, веб-разработчиков и конечных пользователей. Тот же W3C, когда дело не касается строгого языка официальных спецификаций, продвигает под флагом HTML5 все многообразие смежных технологий. И тут, уже, в сущности, не так важно, является ли главным элементом этого флага пресловутая цифра «5». :-)